Татуировки – значение татуировок. Татуировки становятся все более популярными. И если еще пару десятков лет татуировки в основном можно было встретить на различных около криминальных элементах, то теперь татуировки все больше добропорядочных граждан прибегают к подобному способу самовыражения. Потеряв некий романтический (пусть и «блатной») элемент, татуировки стали обыденным явлением. И для тех, у кого татуаж – способ выделиться из толпы и быть «не таким, как все», настали нелегкие времена.
Потому особую популярность в последнее время начали приобретать татуировки, нанесенные в различных экзотических странах – Лаосе, Камбодже, Сингапуре и Таиланде. Такие тату не похожи на те, к которым мы привыкли: другая техника исполнения, непонятный и загадочный рисунок и техника нанесения, больше напоминающая некое сакральное действо.
Татуировки
Татуаж Сак Янт (Sak Yant), иначе называемый «татуировка Янтра» — один из самых мистических видов тату, практикуемых во многих странах Юго-Восточного региона, стараниями многих мастеров и «приобщенных» туристов получивший культовый статус. Причем для самих азиатов – это религиозное действо без всякого налета тайны (так, Сак Янт очень популярен среди многих китайских буддистов).
Возможно, в таком «добровольном» обмане виноваты традиции, которые регламентируют нанесение татуировки Сак Янт буддистскими монахами и некоторыми практикующими магию «посвященными». Или же виновата сама технология нанесения, которая выполняется длинной заостренной на конце палочкой из бамбука (май сак) или шипом из металла (кхем сак). В сознании многих европейцев в этом есть известное сходство с традициями черной магии Вуду, чему немало поспособствовали многие голливудские тематические фильмы.
История появления Татуировки
Время возникновения татуировки Сак Янт теряется в глубине веков. По одной из многочисленных версий, она появилась в Древней Камбодже во времена расцвета Великой империи Кхмеров. Все ее воины были полностью покрыты татуировкой. Существовало поверье, согласно которому Янтра защищает владельца на войне от всяческих опасностей. Легенды гласят, что стрелы отскакивали от избранных воинов, а сам король даже не нуждался в каком-либо защитном обмундировании. Эти «факты» были зафиксированы в известном письменном памятнике древнего Китая – дневнике Чжоу Дагуана (Zhou Daguan).
Многочисленные хроники подтверждают существование татуировки Сак Янта в тайской культуре некоторых регионов Китая и Северо-Западного Вьетнама, причем возраст источников составляет не менее 2000 лет. Со временем такие традиции получили более широкое распространение, став популярными на территории современного Таиланда, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы, однако в наши дни Сак Янт широко распространен только в Таиланде, а в остальных регионах его влияние не ощущается.
Определить географическую принадлежность тату Янтра можно по написанию иероглифов: оно достаточно сильно различается в зависимости от региона. Так, в Камбодже и некоторых районах центрального Таиланда прижилось кхмерское написание, на севере сильно влияние письменности Шань, Северный Тай и Тай Ту, а в Лаосе используется язык Лао Тхам.
К тому же, на протяжении многих столетий бесчисленное множество мастеров вносили свои коррективы в древние традиции, все больше отдаляя их от канонического написания, а некоторые письмена были заимствованы из добуддийских времен, исторических сведений о которых практически не сохранилось.
Татуировки: Значение символов Янтра
Тайцы уверены, что письменам Янтра свойственны сильные магические свойствами, дарующие своему хозяину защиту. Они отгоняют зло, лишения и разнообразные опасности, потому популярны в среде военных. Причем Сак Янт часто наносят не только на тело, но и на многие предметы каждодневного обихода, различные предметы домашней утвари или даже на автомобили. Считается, что пока человек соблюдает весь свод правил, ему гарантирована защита и помощь высших сил.
Татуировки: Дизайн и внешний вид
Вариантов татуировки Янтра довольно много, а самых популярных и востребованных – около десятка, причем каждый вид имеет свою особую «защитную» функцию:
1. Татуировки: Онк Пхра (Ongk Phra) – «Тело Будды»
Один из наиболее почитаемых элементов. Он дает своему владельцу понимание со стороны других людей, направляет на стезю озарения и подсказывает путь, которым ему следует идти.
2. Татуировки: Ha Thaew – «Пять строк»
Самый популярный дамский элемент, которым, однако, не брезгуют и мужчины. Чаще всего наносится на левое плечо (с обратной стороны). Каждая из строчек дает свое благословение и напутствие на успех, а их комплекс способен одарить человека некоторым даром предвидения будущего.
3. Татуировки: Гао Иод (Kao Yord) – «Девять шпилей», «Девять башен»
Священная татуировка с сильным магическим потенциалом. Приносит удачу и дает неслабую защиту. Чаще всего наносится в верхней части спины, хотя некоторые мастера уверены, что самое правильное для этого место – затылок.
4. Татуировки: Си Иод (Sii Yord) – «Четыре шпиля», «Четыре башни»
Рисунок оказывает существенное влияние на чувства и действия других людей, защищая своего «хозяина» от их злых помыслов.
5. Татуировки: Пэд Тит (Paed Tidt) – «Восемь точек»
Защита в восьми измерениях космоса. Один из самых почитаемых рисунков среди тех, кто часто путешествует. Татуировка округлой формы, чаще всего наносимая в самом центре спины.
6. Татуировки: Сип Тит (Sip Tidt) – «Десять точек»
«Расширенный» вариант тату Пэд Тит, добавляет еще два вектора защиты. Помимо усиленной защиты, требует от хозяина более строго следования всем негласным правилам поведения.
7. Татуировки: Mahaniyom – «Великое предпочтение»
Благоволение и некий божественный свет в глазах окружающих. Татуировка круглой формы, наносимая на обратную сторону правого плеча.
8. Татуировки: Yord Mongkut – «Остроконечная корона»
Удача и защита в ратных делах, особо почитаемая воинами еще с древнейших времен. Рисунок имеет округлую форму и наносится чазе всего на верхнюю часть головы.
9. Татуировки: Branjamukhee – «Пять ликов Девы»
Татуировка защищает от духов немощи, болезней и разнообразных опасностей.
10. Татуировки: Suea – «Тигр»
По преданию, изображенные на рисунке тигры-близнецы свидетельствуют о силе и власти своего владельца.
Где лучше всего делают татуировку Сак Янг?
Общепризнано, что самые талантливые мастера Сак Янг находятся в Таиланде: изысканные, стильные и красивые рисунки наносят именно там, причем тайские мастера могут еще и обучить вас этому древнему искусству. А многие туристы специально приезжают в эту древнюю и загадочную страну с целью приобщиться к татуажу Сак Янт. Королевство Таиланд – признанный центр «культа» Сак Янт, центры которого расположены по всей стране в монастырях Бангкока, Аюттхая и некоторых северных регионах.
1. Храм Ват Банг Пхра (Накхон Чай Си, провинция Накхом Патхомм)
Культовое место для всех поклонников тайской татуировки и одновременно – один из самых известных центров Янтра. С целью восстановления силы рисунка (которая со временем понижается), монахи храма каждый год совершают ритуал Вай Кру, посредством которого отдают дань памяти своему наставнику. А самый известный и почитаемый мастер Сак Янт – Аджан Ну Гампай (Ajarn Noo Kampai) – проходил обучение именно в этом монастыре.
2. Храм Ват Кео (Сан Патонг)
Один из древнейших центров Сак Янт в Северном регионе Таиланда (в переводе, кстати, означает «Игла»). Здесь работал один из самых почитаемых мастеров – Пхра Аджан Гамтаун, покинувший этот мир в сентябре 2010 года.
3. Район Лум Пхли (северная сторона Аютихаи)
Здесь работают Аджан Коб (Ajarn Kob) и его сын Аджан Ох (Ajarn Oh). Многие местные жители почитают их как лучших из ныне живущих мастеров.
Хотя истинно магические татуировки могут сделать только в буддистских храмах, многим туристам нет никакого дела до волшебства, а в Сак Янт их привлекает, прежде всего, красивый экзотический рисунок и ощущение причастности к древним магическим ритуалам. Таким туристам можно посоветовать обратиться в любой соответствующий салон, количество которых в крупных туристических центрах достаточно велико.
Одним из самых крупных центров «облегченной» татуировки является древний буддистский храм Ват Банг Пхра (Wat Bang Phra), расположенный в провинции Накхом Патом (примерно в полусотне километров к западу от Бангкока). Его название можно перевести по-разному. Некоторым больше нравится «Храм нескольких монахов», иные предпочитают вариант «Храм нескольких ликов Будды», так как по-тайски Bang означает «несколько», а Phra – «монах», «изображение Будды».
Монастырь Ват Банг Пхра
Каких-либо письменных данных возникновения храма не сохранилось. Впрочем, это касается многих монастырей, находящихся на территории Азии: на востоке материальным свидетельствам придают намного меньшее значение, чем в Европе или Америке. Однако некоторые архитектурные особенности позволяют предположить, что его возникновение относится к позднему периоду истории королевства Аюттхая. А вот многочисленные рисунки на стенах молитвенного зала скорее принадлежат временам Рамы III и Рамы IV. Наибольший же исторический и культурный интерес вызывают восстановленные молитвенные залы, а также занятные артефакты, состоящие в коллекции храмового музея.
Монахи Ват Банг Пхра с удовольствием расскажут вам легенду о настоятеле Пхра Удом Праначарт (более известен под именем Луанг По Пхерн). Он был медитирующим монахом, почитаемым за исключительные способности к эффективным заклинаниям и талант, проявляемый при трактовке Трипитаи – сборника священных текстов. Будучи монахом Ват Банг Пхра, он содействовал созданию системы благотворительных структур, что, по тем временам, было значительным шагом вперед.
В наши дни храм приобрел широкую известность благодаря ежедневному ритуалу нанесения татуировок Сак Янт. Церемония, в которой задействованы живущие здесь монахи, действительно неординарная. А в начале марта Ват Банг Пхра даже становится местом проведения ежегодного праздника священных татуировок, дополнительную информацию о котором легко найти в сети.
Причем, что самое интересное, разнообразная информация о фестивале легкодоступна в открытых источниках и не является секретом, а вот какие-либо сведения о повседневной жизни храма, имеющие отношение к Сак Янт, весьма скудны, поэтому наиболее интересны.
1. Татуировки: Предварительный этап
Желающие лично приобщиться к таинству Сак Янт собираются в храме до 8 часов утра, причем предполагается, что они подготовят своеобразную «мзду» — дары в виде… цветов и сигарет, причем по окончании процедуры сигареты возвращают продавцам, а вырученные за них деньги отойдут на содержание храма.
Как и в любом другом храме, все входящие снимают перед входом обувь и занимают свое место в очереди, которая мало напоминает привычные по временам тотального дефицита многокилометровые «хвосты». Монахи делят подношения на кучки (от 18 до 30 даров в одной, но обычно их 20) и собирают в центре зала, поле чего «дань» освящается и «клиенты» приглашаются на сеанс татуажа. После чего все повторяется.
2. Татуировки: Процедура нанесения
На территории храма (прямо возле входа) расположился гигантский баннер с эскизами предлагаемых татуировок. А если вы не сможете выбрать ни один вариант, то монах возьмет самый простейший эскиз c верхнего ряда.
В самой процедуре, помимо вас и монаха, участвуют несколько ваших «коллег», которые помогают удерживать того, кто в данный момент «находится в работе». Рабочий инструмент – тонкая раздвоенная на конце игла длиной около 45 сантиметров (!) и толщиной 4 мм, а под рукой у монаха находится еще около десятка таких игл, которые ожидают своего часа в особом дезинфицирующем растворе.
После чего резиновый шаблон с выбранным вами рисунком окунается в чернила и плотно прикладывается к телу, а затем начинается собственно процесс татуажа (примерно три тысячи уколов).
По окончании процедуры татуировка «благословляется» особой мантрой Гата; она же «активирует» заложенную в рисунке сакральную силу. Мужчинам наносят татуировку темно-серыми чернилами, а для дам чаще всего используют прозрачные, причем монах работает в перчатках, дабы не касаться женского тела.
3. Татуировки: Безопасность процедуры
Тщательность обработки игл и чернил доподлинно неизвестна, так что всегда существует риск «заработать» ВИЧ или Гепатит B (С), особенно с учетом того, что в Таиланде более миллиона только официально (!) зарегистрированных носителей ВИЧ. Впрочем, вероятность заражения именно от татуировочной иглы минимальна.