Таиланд (Тайланд), история становления и развития Таиланда (Тайланда):
Таиланд (Тайланд): Открытия в области археологии, совершенные неподалеку от деревни под названием Банг Чианг, расположенной в северо-восточной части Таиланда (Тайланда), дали подтверждение тому факту, что в давние времена, больше пяти с половиной тысячелетий, в данной местности существовала самая древняя из известных цивилизаций, относящихся к Бронзовому веку.
Таиланд (Тайланд)
В шестидесятые годы ХХ века (1966 год) подросток, родом из деревни, расположенной на плато Корат, зацепив случайно дерево капок и провалившись в яму, как бы совершил «падение» во времени, аж в 36 век до нашей эры. На дне ямы во множестве находились кольца большого диаметра, как было установлено, это были края горшков, сделанных из глины и прошедших обжиг. Экспертиза показала, что их возраст был пять тысяч шестьсот лет. Под обломками горшков обнаружили, сделанные из бронзы, орудия, различные украшения, а также инструменты…для музыки. Таким образом, судьбе было угодно, чтобы подросток, находившийся в деревне под названием Банченг, поблизости от реки Меконг, совершил в наше время большой важности находку в области археологии. Вполне возможно, им были найдены следы наиболее древней культуры «бронзовой» эпохи и самого первого поселения разумных людей на территории современного Таиланда (Тайланда).
История становления и развития Таиланда (Тайланда)
По каким причинам и в какое время поселенцы ушли с этого плато – неизвестно. Имеются гипотеза, что они были вынуждены покинуть насиженные места под натиском переселенцев с северных территорий. В более поздние века они создали величественные империи на территории Камбоджи, основали известные древние сооружения из камня под названием Ангкор-Тхом и Ангкор-Ват, построили большое количество памятников и храмов на территории Северо-Восточного Таиланда (Тайланда).
Последующие несколько десятков веков истории представляют незаполненные чистые страницы. В четвертом веке до нашей эры, значительные по размерам места, где расположились люди, были основаны на территории долины под названием Чаупья. В 7-8 веках нашей эры, к северу, а также к западу, от города Бангкок, процветали города под названием Лопбури и Накхонпатхом, которые представляли из себя центры религии и образования. Из далеко расположенной Индии в эти города приходили монахи, несущие проповедование буддизма. На территории юга страны были найдены следы поселения индуистов – занимавшихся торговыми делами — выходцев из Южной Индии. Как правило, в низовьях рек они строили фактории и города. Об истории других территорий Таиланда в древние времена почти ничего не известно. В 12-13 веках н.в. земли Таиланда находились в составе государства кхмеров. Столицей этого государства являлся город Ангкор, расположенный на территории Камбоджи.
Таиланд (Тайланд)
С наступлением 12 века, на севере страны, местные жители создали некоторое количество городов-государств, небольших по размеру. Их центры были в Ланне, Пхаяо, Сукотай. В результате восстания, произошедшего в 13 веке (1238г.), под предводительством двух князей – тайцев, державших бразды правления в этих городах в своих руках, власть кхмерского короля была свергнута. В результате восстания появилось первое тайское государство, не от кого не зависимое. Его столица находилась в городе Сукотай. В течение ряда лет, территория королевства Сукотай была расширена, особенно в районе реки Чао Прайя. Официальной религией в этом государстве стал буддизм, проповедуемый на юге (т.н. тхеравадийское направление). Возникла тайская письменность – впервые появился тайский алфавит. Возникло и стало развиваться в традиционной форме тайское искусство в жанре литературы, живописи, архитектуры и скульптуры. В конце 13 – начале 14 веков, развитие образованного государства замедлилось, Сукотай потеряло независимость и стало вассалом нового энергично развивающегося государства – королевство Аюттайя.
В 11 веке, глубоко в таиландскую территорию, почти до границы с Бирмой, вошли кхмеры, на тот момент властвовавшие в Камбодже. Будучи искусными строителями, ими было возведено множество построек, как в северо-восточной части страны, так и в других местах (в Пхетбури, в Ситхепе, Лопбури, Сукхотхае). К 13 веку, могущественная империя кхмеров стала клониться к закату и терять свою силу. Имперские земли стали переходить во владение новых этнических групп, которые должны были господствовать в регионе. Переселение этих новых народов из Китая длилась сто лет. Вновь прибывшие, называли себя таи, то есть «свободные». Они переходили через восточную часть Гималаев и оседали на плодородных землях, расположенных в долинах северной части Таиланда. Возникшие таким образом, новые княжества, постепенно становились все сильнее и скоро смогли оказать сопротивление полной власти господствовавших там кхмеров. Король Сукотаи, Индрадит, смог объединить под одной властью как город Сукотаи, так и рядом расположенные отдельные княжества. Так образовалось первое тайское государство, со столицей в Сукотаи (в переводе означает – «заря счастья»).
Таиланд (Тайланд)
Столицей Таиланда этот город оставался сто лет. Период рассвета приходится на правление короля Рамкамхенга (1279-1299г.г.). При нем появилась тайская письменность и свод законов, в государстве развивалась мирная жизнь, оно пользовалось уважением соседей. Этот удачный исторический период длился не долгое время. Последующие короли отдавали предпочтение религиозным обрядом и государственными делами практически не занимались. В итоге, государственная власть перешла в город, расположенный южнее, под названием Аютия.
Это произошло в 1350 году. Город Аютия, располагавшийся на реке Менам-Чао-Прая, стал новой столицей государства Таиланд. Решительное и деловое правление ряда сменявших друг друга королей, позволило сделать это государство (известное под названием Сиам с эпохи средневековья и вплоть до 1939 года) самым мощным в региональном масштабе, а также одним из наиболее богатых и преуспевающих государств на всей территории Азии.
В период наибольшего подъема и развития Аютии, относящийся к 17 веку, число жителей, проживающих в городе, составляло один миллион человек, что по численности было выше населения Лондона в то время. Путешественников, которые приезжали сюда, очень восхищало несметное количество храмов в золоте и изображениями Будды, архитектурная роскошь и красиво убранные лодки, плавающие по воде. Множество иностранных купцов, со всех сторон стремились сюда. Англичане и французы, голландцы и португальцы конкурировали за право оказывать влияние в этой стране. При этом, сами тайцы, поощряли это соперничество, но при этом, никому не давали преимущества и возможности взять верх.
В связи с тем, что влияние иностранцев в Таиланде (Тайланде) во всех сферах постоянно возрастало, в 1688 году они были изгнаны из страны.
Не одно столетие, соседи Сиама – бирманцы, зарясь на богатства, периодически совершали набеги в целях грабежа на город Аютию. Попытки взять город штурмом увенчались успехом в 1767 году. В результате захвата, Аютия была полностью разграблена и сожжена. И хотя тайская армия выбила захватчиков из города, степень разрушения не оставляла не одной мысли о восстановлении города. В результате, столица была перенесена в город Тхонбури, расположенный на этой же реке – Менам-Чао-Прая, ниже по течению. Он располагался на берегу, противоположном современному Бангкоку. Этот город стал не только столицей, но и местом постоянной дислокации войск при непрекращающейся войне с соседями — бирманцами.
Таиланд (Тайланд)
В 1780 году, тайский полководец, будущий король Рама Первый окончательно победил бирманцев и изгнал их с территории Таиланда. Вступивший в 1782 году на престол Рама Первый стал основателем династии Чакри, которая правит в Таиланде до настоящего времени. На троне Таиланда находится девятый представитель династии Пумипон Адуьядет.
Среди первых распоряжений нового короля, был указ о переносе столицы на другой берег реки в небольшое селение Бангкок, расположенное среди маслиновых деревьев. Далее, Рама Первый возвел величественный храм изумрудного Будды (Ват-Пра-Кео), где было расположено самое ценное и почитаемое изображение божества – Будды. Новой столице дали и новое название – город ангелов или Крунгтеп.
Через небольшой отрезок времени Бангкок превратился в важный центр, вязанный с культурной и деловой жизнью. В 19 веке, в его начале, заграничным купцам вновь разрешили прибывать в Таиланд, но при этом, они постоянно находились под строгим надзором государства, тайцы помнили прошлое и не хотели совершать старые ошибки. Довольно скоро, к середине века, не только приезжих торговцев, но даже христианских проповедников уже принимали очень радушно. Это было связано с новой политической государственной линией, инициатором которой был Рама Четвертый (Монгкут).
Время правления Рамы Четвертого – 1851 – 1868 года. На Западе, этот монарх связывается с недалеким деспотом из фильма «Король и я». Кстати, показ этого фильма до настоящего времени не разрешен в Таиланде. На престол этот человек взошел после того, как пробыл буддистским монахом в течение двадцати семи лет. Американские миссионеры помогли ему в изучении английского языка, необходимого ему для удовлетворения большого интереса к вопросам науки и техники. Рама Четверый использовал имеющиеся знания и проводил реформы для улучшения положения в стране.
Таиланд (Тайланд)
До правления этого монарха, главным транспортом Бангкока являлись лодки, а также слоны. Монгкут распорядился в 1863 году проложить в Бангкоке первую мощеную дорогу (Нью-роуд). Данная дорога охватывала по окружности центральную часть города и далее вела по берегу реки. Такая дорога улучшала транспортное сообщение и вела к дальнейшему развитию торговли. Этот монарх самостоятельно научно рассчитал время, когда должно было произойти солнечное затмение, и, в 1868 году пригласил европейцев-скептиков на площадку, понаблюдать за затмением. Когда затмение действительно произошло, приглашенные с восторгом признали знания монарха в этой области. Рама Четвертый умер в Бангкоке от малярии, которую подхватил в поездке по болотистым местам своей страны.
Сын Рамы Четвертого – Чулалонгкорн, который находился на престоле с 1868 по 1910 годы, был также очень интересным человеком. Следуя политике своего отца, им строились университеты, развивалась экономика страны. При нем была проложена, ведущая вглубь государства железная дорога. Своих сыновей, а также племянников, для получения надлежащего образования, необходимого для управления страной, он направил на обучение в передовые страны Европы – Англию, Германию, Францию и Россию. Чулалонгкорном совершались визиты на государственном уровне в различные как азиатские, так и европейские столицы различных стран. В это время регентом на троне оставалась его супруга, что не соответствовало древним традициям. Прогрессивные нововведения Рамы Четвертого и его сына, их мудрая внешняя политика, позволили Таиланду, в отличие от соседей, не подвергнуться колонизации иностранцами и остаться свободной страной.
В 20 веке, Таиланд (Тайланд) превратился в одно из наиболее просвещенных и развитых государств, расположенных на территории Азии. Вместе с тем осуществляемые преобразования значительно коснулись монархии и всего государственного устройства страны в целом. Тайские студены, которые получили образование в Европе, были также подвергнуты революционным настроениям, которые распространились в двадцатые годы 20 века. В 1932 году, в Таиланде, ими был устроен государственные переворот, который означал прекращение абсолютной монархии в Таиланде, длившейся семьсот лет. Абсолютную монархию сменила конституционная, а король стал выступать только как номинальный глава государства. Было создано правительство с премьер-министром во главе, парламент, состоящий из двух палат, а также независимая судебная власть. Образованная на тот момент новая система государственного устройства, функционирует в Таиланде до сегодняшнего момента.
Начиная с 1932 года, в Таиланде (Тайланде) поменялось много и конституций и различных правительств, нередко смена власти была связана с военными переворотами и осуществлялась военными. За исключением очень маленького отрезка времени, связанного с представительной демократией, который длился с 1973 по 1976 годы, движущей силой в стране постоянно были военные, управлявшие или открыто, или опосредованно. Исторически, Таиланд всегда терпимо относился к другим религиям и верам. Несмотря на то, что 92% населения страны исповедует буддизм (тхеравадское направление), большой свободой религии здесь пользуются, в том числе и мусульмане (6% жителей страны), другие религиозные меньшинства – христианские, индуистские, сикхские.
Несмотря на то, что Таиланд (Тайланд) территориально расположен ближе к Китаю, большее влияние на его развитие оказала индийская культура. В далеком 3 веке до нашей эры буддийские проповедники были присланы в долину под названием Чаупья индийским раджой Ашокой. Буддизм в Таиланде распространился из Шри-Ланки в 13 веке (направление тхеравады). Эта религия стала основной в стране. Брахманы (высшая индийская каста жрецов), которые были взяты в плен при овладении городом Ангор-Вата, произошедшем в 1431 году, способствовали обогащению тайского языка, с имевшимися пятью тональностями, заимствованиями из языков санскрит и пали. Так же от брахманов были заимствованы государственные церемонии и ритуалы, совершаемые во дворце, которые строго соблюдаются по настоящее время.
Эпос «Рамаяна» также оказал большое индийское влияние. Из данного произведения взяты основные сюжеты различных направлений тайского искусства – кукольный театр теней, произведения литературы, танцевальная драма лакон, театр масок кон, кукольный театр. Раньше это все считалось развлечением избранных. Позже, эти направления искусства появились и стали развиваться за пределами королевского дворца, на территории всей страны. Живопись, архитектура и скульптура до 20 века были охвачены только религиозной тематикой. Строителями возводились красивейшие храмы с установкой в них статуй Будды из камня, бронзы, дерева или лепного материала. Экскурсия в храм Будды, с многочисленными, имеющими разнообразные значения элементами, в наши дни, представляет из себя удивительное путешествие в религиозный мир. В Таиланде, с буддизмом прямо связаны многие праздники. В частности, можно назвать следующие: отмечаемый в февральское полнолуние праздник магхапуя, майское полнолуние – висакхапуя, и июньское полнолуние – асалахапуя. Данные праздники связаны с рождением, а также смертью Будды, первой проповедью и просветлением Будды.
Полны веселья и очарования праздники под названием лой кратонг и сонгкран, которые непосредственного отношения к религии не имеют. Вместе с тем, накануне праздника сонгкран, по Бангкоку осуществляется торжественный пронос статуи Будды. Празднование проводится 13 апреля и характеризуется большим и шумным весельем при стечении большого количества народа. Традиционно, праздник сонгкран символизирует наступление в Таиланде Нового года, где на официальном уровне признается солнечный календарь. При встрече Нового Года, для пожеланий счастья и добра, принято обливать окружающих водой.